SEO-оптимизация сайта
Содержание
Цель любого сайта – привлечение как можно большего количества посетителей. Каждый веб мастер хочет увеличения своей аудитории. Откуда пользователи интернета узнают о существовании того или иного ресурса? В основном из поисковых систем, забив в строчку поиска интересующий их запрос. Но сколько существует сайтов, которые содержат в той или иной степени ответ на этот вопрос? Тысячи и сотни тысяч? Естественно, одновременно разметить на первой странице Яндекса или Гугла результаты поиска невозможно, поэтому сайты размещаются в определенном порядке – некоторые на первой странице (в ТОПе), другие – на следующих страницах.
SEO-оптимизация сайта – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые направлены на то, чтобы оптимизированный сайт добился высоких позиций в поисковой выдаче. При этом подразумевается привлечение качественного трафика. Т.е. результатом грамотной и качественной работы SEO оптимизатора является появление продвигаемого сайта вТОПе по определенным запросам. Сайты, находящиеся вверху первой страницы Яндекса или Гугла имеют наибольшую посещаемость. До тех же ресурсов, которые располагаются на второй и последующих страницах, пользователи, как правило, и вовсе никогда не доходят.
SEO: как оно работает
Поисковики все время изменяют алгоритмы своей работы, стараясь повышать качество выдачи для простых пользователей. Более того, работающие раньше SEO приемы сегодня могут не обеспечивать большой эффективности. Потому очень важно постоянно работать над улучшением сайта и рассматривать SEO как комплексную задачу, а не изолированно. Как уже выше отмечалось, это все – комплексные работы с сайтом. Невозможно работать только над одной стороной сайта, не коснувшись другой. Ведь сюда входят такие моменты, как юзабилити сайта, перелинковка, увеличение внешней ссылочной массы, работа над контентом сайта.
Почему это важно для продвижения сайта в поисковых системах? Дело в том, что современный пользователь Интернета стал достаточно избалованным и редко переходит дальше второй, максимум третьей страницы поисковика. А часто не доходит и до этого. Так что, чем выше позиция ссылки в поисковой системе, тем больше шансов на посещение сайта.
Это крайне важно в случае с коммерческими веб-ресурсами – Интернет-магазинами и т.д. Если пользователи чаще переходят на сайт, шансов на покупку значительно больше, чем у конкурентов. Отсюда важна работа относительно:
- Повышения релевантности: соответствия страницы поисковому запросу;
- Оптимизации содержимого страницы и структуры – как страницы по отдельности, так и всего сайта;
- Улучшения многочисленных коммерческих факторов;
- Улучшения кода сайта;
- Наращивания внешних факторов, которые повышают значимость сайта в глазах поисковиков и простых пользователей.
То, по какому пути проводить оптимизацию сайта, определяют алгоритмы поисковиков. Каждый из них применяет свои собственные алгоритмы ранжирования. Сюда входит множество факторов. Хотя разработчики поисковых систем и не публикуют секреты своих алгоритмов, SEO специалисты имеют представление о том, каким факторам на сайте следует уделить больше внимания, и воздействуют непосредственно на них.
При всем большом количестве работ по улучшению SEO, все они делятся на:
- Внутренние;
- Внешние.
Так внутреннее SEO продвижение сайта – это работа над исправлением ошибок в технической части, повышением юзабилити, а самое главное – работа над контентом, предлагаемым пользователю и поисковикам.
Ну а под внешней оптимизацией подразумевают все, что улучшает внешние ссылки, которые указывают на ресурс, помогает его увидеть в Интернете простому пользователю.
Нельзя сказать, что важным является что-то одно. На самом деле, оба этих вида для сайта являются крайне важными. Так что имеет смысл более подробно остановиться на каждом из них.
Внутренняя SEO оптимизация сайта
Начать работу можно с ревизии страницы: проверить качество и наличие метатегов, url, уникальность и качество контента, кнопок социальной активности…
Оптимизатор должен проверить уровни вложенности меню и ссылок вообще. Здесь работает известное многим правило трех переходов: то есть на любой материал из любой страницы сайта пользователь должен попасть не более, чем за три клика мышкой.
Пересмотр текстового контента сайта позволит исправить уникальность, выявить устаревшую информацию. Бывает так, что текст перенасыщен ключевыми запросами. Это необходимо устранить.
Под внутренней оптимизацией сайта подразумевают и оптимизацию картинок. Если они слишком большие по удельному информационному весу, то будут тормозить скорость открытия страницы сайта. Обязательно следует добавить теги alt и title. Многие пользователи сегодня ищут как раз изображения в поисковиках – так что, основываясь на данных тегах, поисковик предложит им тематические изображения, следовательно, велика вероятность перехода на данный ресурс.
Нужно также выполнить действия по внутренней перелинковке. То есть позаботиться о том, чтобы материалы, размещенные внутри ресурса, вели по ссылкам и на другие его страницы. Это делает сайт более удобным, и положительно сказывается на выдаче в поисковиках.
Если речь идет об оптимизации коммерческого сайта (в первую очередь, Интернет-магазина), то важную роль играют так называемые коммерческие факторы. Поисковики прекрасно осведомлены о том, что все сайты делятся на коммерческие и некоммерческие, потому, например, магазины ранжируются отдельно от блогов. И, если в контенте будут присутствовать такие ключи, как: купить, цена и т.д., то это позволит лучше индексироваться сайту.
Но мало просто однажды разместить на сайте магазина все нужное. Чтобы он не уходил из ТОПов выдач, потребуется постоянно работать над улучшением проекта. Например, вводить формы контактов, сделать возможность обратного звонка, улучшить описание товаров сайта, сделать фильтры для поиска и еще провести многие другие работы, служащие улучшению удобства работы с магазином.
Тем более, что тот же Гугл очень любит обновление страниц и вообще – новый контент. Обновив информацию на странице сайта, можно рассчитывать на то, что Google вернется для ее повторной переиндексации.
Не нужно забывать про поведенческие факторы. Данные факторы являются показателем того, насколько активно посетители себя ведут после перехода на сайт, насколько содержимое соответствует их ожиданиям. Чтобы оценить правильно поведенческие факторы на сайте, рекомендуется использовать специальные инструменты, позволяющие оценивать такие моменты, как:
- Процент отказа – уход со страницы;
- Глубина просмотра;
- Время, проведенное на ресурсе;
- Кликабельность сниппета;
- Заполнение встроенных форм;
- Рекомендации ресурса в соцсетях и пр.
Сюда же следует отнести и социальные факторы. Соцсети стали повальным явлением. Так что глупо было бы не использовать их на благо продвижения ресурса. Рекомендуется создать собственную группу в различных соцсетях, размещать там интересные материалы, анонсы, а также информацию о проведенных обновлениях на сайте, в ассортименте товаров и т.д. Обязательно требуется ввести кнопку репоста на сайте – это очень положительно будет сказываться на факторе ранжирования в Яндексе и Google.
Работы над проведением чисто технической оптимизации также крайне важны. Нужно, во-первых, убрать все обнаруженные ошибки в коде, устранить битые ылки. Ведь, если на странице имеется «мертвая» ссылка, она заметно потянет ресурс в поисковом списке вниз.
Устранить дублированную информацию. Это можно сделать посредством сервиса Screaming Frog: находятся дубли мета-тегов title, description и заголовков. Сделать их нужно максимально уникальными, однако при этом – сохранив смысл.
После чего потребуется найти дублированный контент: для этого есть Siteliner.com. Информация, данная в шапке ресурса, в подвале страницы и в меню не будет являться дублированным контентом, хотя и повторяется при этом практически на каждой странице.
Даже в эпоху быстрого Интернета не стоит отказываться от оптимизации скорости загрузки сайта. Если пользователь будет ждать дольше пяти секунд, он, скорее всего, просто откажется от посещения страницы – и закроет вкладку. А это, в свою очередь, негативно отразится на статистике отказов. Для проверки скорости загрузки страниц компанией Google разработан удобный инструмент Page Speed Insights.
Служебный файл под названием robots.txt являет собой карту путей для поискового робота. Внутри него следует прописать все, что подлежит индексации, а также не подлежит. Этот файл крайне важен для сайта, и если в нем указать некорректную информацию это существенно повлияет на индексацию ресурса. Функции файла robots.txt:
- Запрет на индексацию папок с личной информацией, которую владелец сайта не хочет открывать посторонним лицам.
- Исключение из индексирования страниц, не содержащих полезный контент.
- Указание Яндексу основного зеркала сайта (постредством директивы Host).
- Разделение задач роботам разных поисковиков (в файле можно прописать, какие страницы можно индексировать ботам Яндекса, Google и других систем).
И – самое главное – качество и уникальность контента! Если материал, данный на сайте, не решает проблем пользователя, он вряд ли вернется туда вновь. Ни в коем случае нельзя помещать откровенный плагиат! Это не только сильно понизит рейтинг сайта в поисковиках, но и может привести к занесению его в черный список.
Отдельное внимание следует уделить при оптимизации контента размещению ключей. Это – целая наука, потому вряд ли в рамках данной статьи получится рассмотреть все тонкости. Но нужно придерживаться двух главных правил. Первое: значимые ключи размещать как можно ближе к началу сайта, не повредит добавлять их в заголовки и подзаголовки. Второе: не добавлять ключи в большом количестве. Это приводит к так называемому переспаму и может также послужить внесению сайта в поисковый бан.
Внешняя оптимизация сайта
Продвижение сайта невозможно себе представить без оптимизации внешней. Но сегодня, например, объем внешних ссылок, которые ссылаются на сайт, не играет столь большого значения, как раньше. Особенно в случае с Яндексом, после того, как он ввел алгоритм Минусинск. А вот для Гугла это по-прежнему важно.
Впрочем, если раньше было достаточно закупиться огромной ссылочной массой – и дальше «безбедно существовать» в течение долгого времени, то сегодня такой подход не сработает. Поисковики уделяют больше внимания не количеству, а качеству ссылок. А качественной считается ссылка, которая размещена на ресурсе, пользующимся авторитетом и доверием среди пользователей и поисковиков.
Лучше поместить ссылки, которые указывают на разные страницы сайта, а не все – на главную. От этого зависят позиции в Google и попадание в топ в Яндекса.
Что касается внешних ссылок, то точный запрос в анкоре для них вовсе не обязателен. Можно применять замену синонимами, изменять словоформы и т.д.
А вот чему точно нужно уделить внимание – так это качеству ресурса, на котором ссылки размещаются. Если эти ресурсы главным образом «плохие» с точки зрения поисковика, то Яндекс, например, будет игнорировать их. И даже может занести в свой бан-лист. А вот Гугл проводит оценку касательно показателей тематичности, региональности и заспамеленности.
Здесь нужно ввести такое понятие, как индекс качества сайта – ИКС. По нему оценивается способность ресурса решать задачи пользователя. Узнать, какой ИКС у того или иного сайта можно в специальном инструменте Яндекс. Вебмастер.
Не повредит проведение крауд-маркетинга: размещение ссылок в социальных сетях, на форумах, в блогах, на сайтах отзывов и тому подобных ресурсов. Конечно, в этом случае подойти к размещению ссылок на свой сайт нужно подойти с умом. Важно, чтобы ссылка выглядела максимально естественно и естественно же подавалась аудитории. Это важно и для повышения доверия со стороны поисковиков, и привлечет новых посетителей на сайт.
Пускаться в откровенный спам категорически не стоит. Спамеров никто не любит. Скорее всего, ссылку просто удалят администраторы сообщества или форума, а самого спамера занесут в бан. Лучше поместить ссылку там, где в ней действительно нуждаются. При этом нужно учитывать такой аспект, как соответствие тематике.
Грубо говоря, не стоит размешать ссылку, например, на компьютерный магазин на форуме, посвященном строительной тематике. Даже если администраторы не удалят ее, она привлечет мало посетителей.
Можно также пользоваться таким моментом, как указание первоисточника. К примеру, если тот или иной материал копируется или цитируется, то следует проследить, чтобы стояла ссылка на сайт как первоисточник информации. Это поспособствует улучшению позиций в поисках.
Размещение ссылки в пресс-релизах. То есть новости и анонсы, касающиеся как сайта, так и смежных событий, должны размещаться на популярных трастовых сайтах. Во-первых, это будет уже само по себе привлекать внимание к сайту. Во-вторых, улучшит качество внешней ссылочной массы. Разумеется, для этого подойдут только тематические ресурсы.
Распространено также размещение ссылок на каналах известных блогеров. За это приходится выкладывать порой немало денег, но результат того стоит. Если блог на хорошем счету, то помещенная на нем ссылка будет иметь большой качественный вес. Да и аудитория, скорее всего, также заинтересуется ссылкой – и перейдет по ней.
Другие виды оптимизации
Рассказывая про те или иные методы оптимизации, никак нельзя обойти стороной такие понятия, как белые методы, серые, а также черные. Каждый из них так или иначе влияет на работу поискового робота. Просто одни методы разрешены, а другие являются полулегальными или даже совсем нелегальными.
Под белой оптимизацией понимают работы над сайтом только при помощи разрешенных приемов. Именно они и были описаны выше. Рекомендуется прибегать только к ним, так как именно белая оптимизация дает возможность беспроблемно и надолго повышать рейтинг ресурса в Сети.
Что касается серых приемов, то их официально никто не запрещал. Однако и разрешенными они не являются. Некоторые поисковики могут их воспринимать как легальные, другие же могут среагировать и негативно.
А вот черная оптимизация – это откровенно запрещенные приемы. К ним прибегать добросовестный оптимизатор никогда не станет. На какое-то время они действительно могут повысить позиции сайта. Но затем последует неизбежный бан.
Выводы
Итак, если постараться подвести некоторый итог всему вышесказанному, то можно заметить, что SEO-оптимизация – это по-прежнему один из основных методов привлечения трафика на сайт. Важно понимать, что алгоритмы поисковиков и, следовательно, SEO-приемы постоянно изменяются. Поисковая оптимизация останется актуальной, скорее всего, надолго – до тех пор, пока существуют поисковые сервисы.